В «Роскосмосе» оценили в 400 млрд руб. доставку людей на Луну на ракетах «Ангара»
Москва. 24 мая. INTERFAX.RU — Для доставки человека на Луну с помощью ракет «Ангара» потребуется 400 млрд рублей без учета полезной нагрузки, сообщил «Интерфаксу» исполнительный директор «Роскосмоса» по науке Александр Блошенко.
«Без полезных нагрузок эта сумма составляет порядка 400 млрд рублей», — сказал Блошенко, отвечая на соответствующий вопрос.
По его словам, для реализации этого варианта понадобится «доделать водородную «Ангару», сделать облегченный вариант (космического корабля — ИФ) «Орла», чтобы он встал на эту «Ангару» по грузоподъемности». Кроме этого понадобится разработать медорбитальный буксир на базе разгонных блоков КВТК (кислородно-водородных тяжелого класса — ИФ).
В России12 февраля 2021″Роскосмос» столкнулся с трудностями при испытаниях ракеты «Ангара»Читать подробнее
Блошенко отметил что стоимость лунной программы с использованием сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» составляет примерно 1,7 трлн рублей, из которых 900 млрд потребуется на разработку полезной нагрузки и около 800 млрд — на создание самой ракеты.
В состав полезной нагрузки, отметил он, входят несколько кораблей «Орел», лунный взлетно-посадочный модуль, луноходы, лунные скафандры, научное оборудование и другая техника.
Как ранее Блошенко сообщил «Интерфаксу», вариант лунной программы с использованием ракет «Ангара» представят правительству в июне.
«Здесь нужно решение на уровне руководства страны. В правительстве уже лежит проект со сверхтяжем. Сейчас мы доработаем программу под четырёхпусковую схему с использованием «Ангары» и внесём в июне в правительство. Будем ждать решения», — сказал Блошенко.
17 марта глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что для запуска кораблей к Луне с помощью ракет семейства «Ангара» потребуется четырехпусковая схема.
По словам Рогозина, использование ракет «Ангара» «позволит с помощью четырёх, а не двух пусков» доставить человека на Луну.
Сверхтяжелую ракету-носитель «Енисей» планировалось использовать в Лунной программе России. Ракета должна иметь грузоподъемность 88 тонн и обеспечивать вывод на окололунную орбиту корабля весом 20 тонн.
Эскизный проект ракеты был одобрен в конце 2019 года, она создается на основе блоков также создаваемой в настоящее время ракеты-носителя «Союз-5». Создание первых модулей стартовало весной 2020 года.
В январе Совет по космосу РАН после доклада главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина рекомендовал отложить создание «Енисея» на неопределенный срок. Совет также рекомендовал генконструкторам «Роскосмоса» использовать для пилотируемого полета к Луне вместо «Енисея» ракету «Ангара-5В».
10 февраля глава Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов сообщил, что разработка ракеты Енисея «поставлена на паузу» из-за необходимости коррекции облика ракеты. «Мы готовы продолжить работу после того, как соответствующее решение будет принято. Я думаю, что это вопрос нескольких месяцев, я бы так сказал, до середины этого года», — сказал Баранов.
15 февраля Рогозин сообщил, что новая концепция сверхтяжелой лунной ракеты «Енисей» будет представлена в течение трех-четырех месяцев.
Планировалось, что первый полет ракеты состоится в 2028 году, позднее Баранов сообщил, что он может быть перенесен на 2030 год.
Ракеты «Ангара»
«Ангара» – семейство новейших российских ракет-носителей модульного типа различной грузоподъемности, создаваемых на основе универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями. Семейство включает в себя ракеты-носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 3,5 т («Ангара-1.2.») до 38 т («Ангара-А5В») на низкой околоземной орбите.
Различные варианты ракет-носителей «Ангара» реализуются при помощи разного количества универсальных ракетных модулей – УРМ-1 (для первой и второй ступеней) и УРМ-2 (для верхних ступеней). Количество универсальных модулей в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191 разработки НПО «Энергомаш», УРМ-2 – двигателем РД-0124А (разработан Конструкторским бюро химавтоматики).
Источник: