В Белоруссии завершается срок подачи подписей за кандидатов в президенты. Но подписные листы в Центризбирком вчера не попали — участников группы поддержки вместе с документами арестовало КГБ на подходе к ЦИКу. Самих кандидатов тоже. Лето обещает быть жарким.
Сегодня команде Виктора Бабарико, кандидата в президенты Белоруссии, арестованного вчера со своим сыном и посаженного в СИЗО КГБ, удалось подать в ЦИК документы на его регистрацию кандидатом в президенты. Об этом сообщили в штабе инициативной группы Виктора Бабарико.«Несмотря на то, что Виктор Бабарико все еще не на свободе, наш штаб проводит процесс регистрации до конца. Поэтому сегодня, 20 июня, представитель штаба адвокат Максим Знак подал пакет документов для регистрации Виктора Бабарико кандидатом в Президенты Республики Беларусь в ЦИК», — сообщили соратники Бабарико изданию tyt.by.
Вчера был последний день подачи подписей в ЦИК. Во второй половине дня в городах Беларуси прошли последние пикеты инициативных групп. В Гомеле люди собрались в 16.00 возле цирка, в Минске — в 18.00 около филармонии. Люди вышли также на улицы Витебска, Гродно, Бреста, Могилева, Лиды, Пинска, Барановичей, Бобруйска, Солигорска, Молодечно — от нескольких десятков до нескольких сотен. Они выстраивались в «цепи солидарности» на центральных улицах своих городов на расстоянии метра-полутора друг от друга. Участники в основном обходились без лозунгов и плакатов (иногда выкрикивали «Отпускай!»), аплодировали и махали проезжающим автомобилям — водители сигналили в знак солидарности. Одновременно в Гомеле проходил пикет в поддержку Александра Лукашенко. В местах проведения акций в разных городах не работал мобильный интернет от МТС и А1. Практически сразу же в местах сбора появились силовики: сотрудники милиции, ОМОН, люди в штатском. В Минске за акцией наблюдали замминистра внутренних дел Александр Барсуков и начальник минской милиции Иван Кубраков. Были закрыты станции метро «Площадь Якуба Коласа» и «Площадь Победы», на площади Якуба Коласа не останавливались автобусы. На некоторое время перекрывались участки проспекта Независимости в районе площади Победы и станции метро «Октябрьская».Около 20.00 в разных городах начались массовые задержания. Цепи солидарности» образовывались стихийно: там, где появлялись силовики, они исчезали, потом появлялись снова. Так в Минске, люди объединялись в «цепи» от площади Якуба Коласа до Октябрьской. Массовые задержания (видео тут) проходили в районе площади Якуба Коласа, парка Горького, цирка. По данным правозащитников, уже после 23.00 возле Белгосцирка было задержано около 20 человек. Среди задержанных много журналистов, в том числе корреспонденты TUT.BY, «Радыё Свабода», Reuters, Onliner, «Белсат». Часть из них были отпущены после проверки документов в РУВД. Задержания проходили и в других городах Беларуси: в Могилеве, Гродно, Бобруйске, Гомеле, Витебске, Новополоцке. По информации правозащитников, всего вечером 19 июня и ночью 20 июня было задержано более 120 человек, из них более 90 в Минске.
В отличие от предыдущих протестов в Белоруссии, нынешняя волна захватила горожан из среднего класса и части элиты, пишет журнал «Economist», которые почувствовали возможность перемен, когда среди 15 кандидатов увидели бывшего посла Белоруссии в США Валерия Цапало и бывшего банкира Виктора Бабарико, который теперь вместе с сыном сидит в СИЗО и через своих сторонников обращается к согражданам с предложением не ждать выборов, а провести референдум об изменении конституции и вернуть статус-кво «до Лукашенко».
И все же ситуацию изменили люди, вышедшие на улицу. В живых цепях, которые быстро превращались в шествия, они рассказывали, почему вышли на улицу, и почему Александр Лукашенко — не их президент. Женщина средних лет говорила мужчине, стоявшему перед ней: «При этой власти все нормальные люди, по-моему, отсидели. У меня вот муж четыре года сидел, представляете?» Мужчина отвечал: «Тоже мне, сенсация. Удивить, что ли, меня решили? Муж у нее, понимаешь ли, отсидел. Да у меня уже две дочери отсидели!» Вот и другие голоса:
— Я раньше вообще была аполитичной. Даже на выборы не ходила. Ну жила и жила: вроде и работа есть, и жизнь как-то идет. Я даже не знала, что в 2010 году были эти задержания на площади. Но в этом году, когда начали всех хватать, деньги [у Тихановского] аж с третьего раза нашли. Ну что они, совсем нас за дураков держат? Просто кому-то пора уже на пенсию, вот и все. // Ирина, Могилев
— Я пришла на этот пикет солидарности, потому что не могла не прийти. Сидит мой сын, сидят другие люди. Людей по всей стране задерживают, судят ни за что. И все белорусы должны сейчас проявить солидарность, если мы живем в Беларуси, принадлежим к этой нации. Мы должны преодолеть страх и показать, что мы народ. // Татьяна Северинец, Витебск
— Что он сделал из того, что обещал? Зарплата по 500. У кого она? Поддержка учителей, медиков — ложь. Сегодня учителя работают в классах, где по 30 детей, а им за нагрузку не доплачивают. И про коронавирус. Я не понимаю, почему весь мир борется, а нам говорят, что это не проблема. Страшно читать новости: каждый день задерживают людей. Если бы мы знали в 90-х во что он превратит страну, мы бы никогда за него не голосовали. Я думаю, мир ему не простит. Сегодня и Россия, и ЕС знают, что у нас происходит. // Светлана Эдуардовна, пенсионерка, Минск
Люди вышли на улицы в живые цепи, чтобы защитить своих кандидатов. Александр Григорьевич Лукашенко их кандидатом точно не был. По данным опросов оппозиции, его поддерживают 3% белорусов. К нему напрочь приклеилась кличка «Таракан».Читатель из Гомеля пишет телеграмм каналу «Баста» о том, почему таракан проигрывает войну с народом.»Если будем гулять каждый день — измотаем власти на нет очень быстро. Они не справились с Минском позавчера – не были готовы. Но вчера они опять облажались, хоть и готовились, и интернет рубанули, и карусели из автозаков устраивали и даже стволами размахивали кое-где. Ничего не помогло. Нас уже не остановить.»
Сын бывшего политзаключенного экс-министра внешних экономических связей Беларуси Павел Маринич поговорил с порталом Charter97.org о том, что происходит в Беларуси. » Я абсолютно уверен, что Новый год мы уже встретим в Беларуси без Лукашенко, в этом я нисколько не сомневаюсь. Желание изменить свою жизнь у белорусов очевидно. Они просто устали жить постоянно в страхе, в нищете и в унижении, которое они слышат от этой власти. Я вообще не понимаю, как сегодня люди могут по-другому реагировать, каждый день слушая по телевизору высказывания этого умалишенного маньяка. У Лукашенко нет никакого ресурса удерживать власть. Экономика в разрухе, но самое главное — это его гнилые 3%, которые до сих пор не дают ему спокойно спать.»
Ирина Халип, журналистка, бывшая политзаключенная и жена политзаключенного, бывшего кандидата в президенты Андрея Санникова, считает, что белорусские власти своими руками сделали из Виктора Бабарико идеального кандидата в президенты. Только одного не хватало Виктору Бабарико до вчерашнего дня: он все-таки со своим банком, коттеджем, деньгами и прочими атрибутами благополучной жизни оставался классово чуждым для многих белорусов. Иногда приходилось слышать: буржуй, газпромовский, до народа ему дела нет, такой работягу не поймет. Но теперь последнее препятствие разрушено. Бабарико – арестант, зек, узник. Социально близкий, классово родной всякому белорусу. И теперь даже те, кто опасался «буржуинства», преисполнился не только сочувствия, но и уважения: крепкий мужик, на угрозы не поддался, сытой жизнью пожертвовал, в тюрьму пошел. Легендам о проворовавшемся банкире из официального телевизора не верит никто.
Лидер Солидарности, лауреат Нобелевской премии мира Лех Валенса призвал белорусов не сдаваться и защитить демократию. «Единственный вопрос — это время и цена, которую мы готовы заплатить свободу в Белоруссии. Но это должно произойти, потому что без свободной Белоруссии нет Европы.»
Источник: